Научно-исследовательский отдел природы размещается в помещениях, которые были построены в 70-е гг. XX века, как пристройка к памятнику национального значения (комплекс иезуитов XVII века). Интерьерная архитектура здания имеет признаки советского типового строительства второй половины двадцатого века. Эти условия дают право для более активных действий в формировании нового экспозиционного пространства.
Ведущая идея сформировалась в процессе анализа особенностей внутреннего пространства, уникальных объектов экспозиции и комплексного переосмысления темы экспозиции. Анфилада экспозиционных залов, нанизанная на ось дверных проёмов, спровоцировала поиск пространственного решения, построенного именно на этой особенности интерьерных пространств. Экспозиционная модель, реализованная в проекте, основана на визуальном единстве всех тематических комплексов и направлена на утверждение основной идеи экспозиции: природное разнообразие региона – составляющая единого эволюционного процесса взаимосвязанных природных явлений.
Роль основного композиционного акцента экспозиции выполняет раковина моллюска. Этот уникальный экспонат тематической коллекции музея размещается в первом зале и служит отправной точкой пространственного развития экспозиции. Второй активный фокус экспозиции - скульптура современного прототипа «Мыслителя» Родена, который размещается в четвертом зале и выполняет заключительную роль композиции. Пространство организовано таким образом, что в процессе осмотра экспозиции раковина моллюска и скульптура «Мыслителя» периодически попадают в поле зрения. Арсенал дизайнерских средств, используемых в реализации пространственной инсталляции, определил стилистику всего дизайна новой экспозиции.
Подвесной потолок, который пересекает всё пространство экспозиции, имеет многофункциональную нагрузку. Комбинация элементов «биодизайна» в сочетании со светотехническими эффектами должны создавать специфическую атмосферу для образной трактовки темы природы. Источники освещения, аппараты видеопрограмм, а также системы локального звукового сопровождения будут вмонтированы в конструкцию подвесного потолка.
Архитектура экспозиции формируется гипсокартонными конструкциями. Для каждого тематического комплекса устраивается своя ниша. Применение остекления зависит от характера наполнения экспозиции. В основном используется система безрамного остекления. Витринные конструкции имеют удобное открывание и фиксацию закрытых створок на ключ. Экспозиционные ниши и витрины имеют локальную подсветку.
Система освещения экспозиционных залов разработана с учётом нескольких факторов. Потолочные светильники предусмотрены только в первом зале. Подвесной потолок, пронизывает все залы и работает как носитель скрытого освещения потолка.
Дневное освещение через окна не учитывается. Сплошное зашторивание окон предусматривает нейтрализацию дневного света, в т.ч. минимизацию ультрафиолетового излучения.
Цвето-фактурные решения принимаются исходя из принципов минимализма, и направлены на достижение образного решения и стилистическое единства. Перечень материалов – ограничен. Стены и потолки имеют комбинации покраски по штукатурке и гипсокартону. Пол – керамическая плитка. Зеркало и стекло применяются фрагментарно для устройства задников главных экспозиционных акцентов пространственной инсталляции. Основной цвет – белый. Зелёный цвет применяется дозировано и выполняет роль образного кода экспозиции.
Аудио/видео-технологии в этом проекте активно используется, как средство дополнения базовой коллекции отдела. В первом зале в начале экспозиции проектом предусмотрено размещение водеоманитора. В разделе «Гидрорессурсы» будет размещён псевдоаквариум. Во втором и третьем экспозиционных залах предусмотрено устройство проекционных аппаратов для демонстрации видео (проекция на белую стену). Также планируется использовать системы локального звукового сопровождения. Интерактивные информационные терминалы будут располагаться вдоль стены с окнами. Завершают экспозицию два монитора размещённые в четвёртом зале по обе стороны от скульптуры прототипа «Мыслителя» Родена.