1. Помещения 2 этажа в здании АБК шахты «Дуванная».
2. Штрек шахты «Дуванная» (горизонт 290 м).
1. Концепция создания Национального учебно-исторического центра горного дела ПАО «Краснодонуголь».
2. Планы этажей здания АБК шахты «Дуванная»
3. Материалы, фотофиксация и личные впечатления, полученные при ознакомительном посещении объекта 24 – 25 октября 2013 г.
В настоящий момент данная часть здания наиболее предпочтительна для устройства главного экспозиционного пространства музея. Двухсветный холл в окружении анфилад помещений, которые в результате реконструкции превратятся в единое пространство, дают повод для необычного архитектурного развития экспозиции. Однако для устройства музейного объекта, который соответствует современным музейным стандартам, мы предлагаем несколько расширенный формат использования помещений АБК. Во время ознакомительного осмотра помещений, консультируясь с руководством шахты, были предварительно определены возможные варианты структурной оптимизации музейного комплекса. В этой связи мы рассматриваем вариант, при котором элементы эксподизайна должны обозначить наличие музея ещё при подходе к зданию АБК. Фасад здания либо его фрагмент, в качестве входной группы, должен получить новое решение в контексте комплексной музеефикации шахты. Пространство вестибюля может быть адаптировано к функции презентационной зоны. Холл второго этажа перед главным экспозиционным залом после комплекса мероприятий по реконструкции может стать музейным холлом с блоком санузлов и гардеробом. Архитектурно-пространственный потенциал главного экспозиционного зала предоставляет возможность создать музей с расширенной функцией. Кроме стационарной экспозиции могут проводиться временные выставки, а также корпоративные коллективные мероприятия. Это оживляет работу музея и соответствует современным европейским музейным тенденциям.
Идея музеефикации шахты – это известный ракурс в мировой практике музеефикации объектов промышленного наследия. В нашей стране прослеживаются попытки движения в этом направлении, однако пока нет достойных примеров. Успешная реализация этой идеи в Украине безусловно обеспечит мощный и иммеджевый резонанс. Ознакомительный осмотр шахты дал понимание необходимости поиска арсенала средств, которые обеспечат возможность совмещения функции учебного полигона и музеефицированного пространства. Главная особенность заключается в том, что шахта – это объект повышенной опасности. Поэтому музеефикация шахты должна включать комплекс мероприятий направленных на обеспечение безопасности во время экскурсий. Правильное решение этой задачи возможно только при условии плотного сотрудничества с руководством шахты.
Для определение методов музеефикации необходимо:
- определить перечень технологий использования шахты и возможность их совмещения (учебный полигон, шахта-музей;
- определить категории целевых групп и сценарии посещения (тур-посещение, ВИП-посещение, учебно-ознакомительное посещение и т.д.);
- изучить опыт музеефикации аналогичных объектов.
Обобщая опыт создания корпоративных музеев, следует отметить, что в большинстве слечаев слабым звеном этого процесса является предпроектный этап. Этот этап включает:
- разработку научной концепции музея (музеефикации); - сбор и систематизацию экспозиционного материала; - разработку структурного тематического плана музейной экспозиции.Разработка вышеперечисленных предпроектных позиций требует участия специалистов со знанием музейной методики. Практика привлечения к сотрудничеству местных музейщиков, как правило, даёт позитивный результат. Мы также готовы учавствовать в мероприятиях предпроектной стадии. На этом этапе мы можем начать проработку дизайн-концепции мкзейного комплекса, совмещая консультации с углублённым изучением ситуации, материалов и местных особенностей. Мы уже имеем опыт работы в таком формате. Совмещение нашего участие с местными ресурсами оптимизирует процесс и сокращает межэтапные периоды.