Мастерская музейных проектов Александра Антонца

Дизайн-концепция музея истории Донецкого металлургического завода. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (2013 г.)

Идея

Главная идея – создание музея истории ДМЗ на территории литейного цеха. Экспозиция музея призвана представить нынешним и грядущим поколениям историю зарождения и развития металлургического производства, а также изложить историю города от небольшого поселка Юзовки до столицы промышленного Донбасса – Донецка.


Условия

Литейный цех (1896 г.) находится на территории функционирующего завода в плотном окружении соседних производственных объектов в отдалении от заводской проходной.
Прилегающая территория перед входом в цех имеет форму дельты, сформированной железнодорожными подъездными путями и автомобильными проездами. Главный фасад частично закрыт более поздними пристройками. Часть площади цеха, в котором продолжается производственный процесс, планируется приспособить для устройства музея.


Методика

Основной метод создания музея – музеефикация литейного цеха как одного из объектов регионального и мирового промышленного наследия. Музеефикация в данном случае предполагает создание музейного объекта, интегрирующего в себе современный мировой опыт музеефикации объектов промышленного наследия, уникальные особенности конкретного объекта и истории ДМЗ.

Концептуальные принципы


Уникальность посещения цеха-музея на территории работающего завода наталкивает на идею трактовки этого процесса как многоэтапного ритуала. Именно осознание ритуальности каждого этапа даёт повод и право на применение соответствующих средств и методов, превращающих посещение музея ДМЗ в необычное событие.


Ритуал «Проникновение»

Режим доступности

Одна из уникальных особенностей музейного объекта – островное расположение на территории работающего завода. Разрешительные условия заводской проходной и процесс продвижения по территории завода не должны остаться без концептуального внимания. Этот этап должен обрести форму ритуала.

Главным условием ритуала «Проникновение» должен стать необычный вид транспорта, доставляющий посетителей по территории завода от проходной к музею

Таким транспортным средством может стать приобретённый в Англии автобус (желательно архаичного дизайна). Проезд в английском автобусе по территории завода станет началом рассказа об англичанине Джоне Юзе, благодаря которому и возник завод. Ритуал короткого путешествия по территории завода станет первым этапом посещения музея.

Ритуал «Предвосхищение»

Территория и фасад

Территория и фасад рассматриваются как два взаимодополняющих компонента в ритуале эмоциональной перестройки посетителей перед погружением в атмосферу промышленной истории.

Территориальная локализация музейной зоны цеха-музея

Территориальная локализация музейной зоны в условиях работающего завода – это средство реализации целого перечня условий, соответствующих отечественным и мировым музейным стандартам. Прежде всего – это условия безопасности и комфорта. Организация музейной зоны предполагает ряд конструктивных мероприятий. Необходимо очистить главный фасад от пристроек более позднего периода и провести восстановительно-реставрационные мероприятия.

Главный фасад цеха должен быть отреставрирован с целью восстановления исторической архитектурной аутентичности

Необходимо рассмотреть возможность демонтажа конструкций эстакады трубопровода и переноса проезда автотранспорта. Также необходимо устроить ограждение по периметру музейной зоны. Периметральное ограждение музейной территории нейтрализует существующий заводской ландшафт. Внимание посетителей должно быть перенесено на исторический фасад цеха и заводские артефакты. Этот этап посещения необходим для ритуала психологической и эмоциональной подготовки посетителей перед входом в музей.

Ритуал «Погружение»

Внутренние пространства

Главная задача на этапе приспособления внутрицеховых пространств – это максимальное сохранение архитектурной аутентичности и исторической достоверности.

Стены цеха должны быть отреставрированы (очищены и восстановлены). Фермы перекрытий и уникальные цеховые конструкции должны быть отреставрированы и сохранены с характерным цветом патины металла

Современные методы и стандарты музеефикации промышленных объектов предполагают неизбежное включение в сохраняемый исторический контекст современных архитектурных элементов. Неизбежна перепланировка внутренних пространств и внедрение современных интерьерных решений. Полы должны быть сделаны по новым технологиям. Существующее кровельное покрытие цеха необходимо заменить на новое с термоизоляционными свойствами. Окна должны сохранить аутентичный вид, но выполнены с использованием современных оконных технологий.

Музеефикация интерьерных пространств цеха строится на диалоге старого и нового

Суть диалога заключается в том, что элементы новых интерьерных конструкций должны быть выполнены в стилистике современного дизайна, но органично вписаны в контекст исторической промышленной архитектуры.

Фиксация элементов современного дизайна строится на принципе цветового кодирования. Все элементы современного дизайна должны иметь один объединяющий цветовой ориентир – светло-серый

Яркая иллюстрация концепции диалога – устройство совмещённых полов. Основная площадь – это современный бетонный пол светло-серого цвета с фрагментами замощения чугунными цеховыми плитами. Эти плиты, фактура которых сформировалась в процессе многолетней производственной эксплуатации, обретут в музеефицированном пространстве выразительность подлинных экспонатов цеховой истории. Современный пол, в данной комбинации, выполняет роль паспорту для островков исторического металла. Перепланировка музеефицированной зоны цеха будет осуществляться с активным использованием стеклянных перегородок.

Стабильность внутреннего климата будет достигнута благодаря комплексу мероприятий по оптимизации термоизоляционных свойств здания и использованию современных климатических систем

Ориентация на восстановление архитектурной аутентичности исключает возможность утепления стен цеха. Конструктивная оптимизация термоизоляции здания осуществляется посредством реконструкции кровли с использованием сендвич-панелей и применения оконных конструкций с двойным стеклопакетом. Эти мероприятия лишь частично обеспечат условия для формирования круглогодичной стабилизации внутреннего климата музейной зоны. Наиболее приемлемый вариант отопления помещений – технология «Тёплый пол» в сочетании с автономными отопительными системами. Такими системами могут быть источники инфракрасного излучения, которые способны оперативно обеспечить комфортные условия в любой локальной зоне музейного пространства. Дальнейшая проработка концепции внутреннего климата должна осуществляться с участием профильных специалистов.

Весь перечисленный арсенал средств направлен на создание новой музеефицированной среды благоприятной для погружения в уникальную атмосферу промышленной истории.

Пространство музея разделено на разные функциональные зоны. Маршрут осмотра начинается с посещения исторической музейной экспозиции.

Ритуал «Познание»

Музейная экспозиция

Музейная экспозиция размещается в правом крыле цеха

Именно здесь разворачивается история ДМЗ. Геометрия вытянутого пространства (ширина – 7.5 м, длина – 74 м) благоприятна для создания экспозиционной ретроспективы.

Музейная экспозиция строится по историческому принципу

Пространство музейной экспозиции формируется с использования широкого арсенала средств и технологий.

1.Исторические фоторепродукции

2.Технологические модели

3.Комплексы инсценирования

4.Мультимедийные локации

5.Интерактивные терминалы

6.Консервация технологических объектов

1. Исторические фоторепродукции

Комплекс мероприятий по музеефикации здания сориентированный на сохранение архитектурной аутентичности заводского цеха предполагает относительную нестабильность внутренних климатических условий. Это ограничивает использование в экспозиции подлинных исторических фотографий, документов и экспонатов, чувствительных к температурно-влажностным колебаниям.

Исторические фоторепродукции составят основу визуального ряда экспозиции

Ориентация на копийный принцип экспозиции будет оправдана при условии сохранения и параллельного функционирования существующего Народного музея ДМЗ, где будут бережно сохраняться и в формате открытых фондов экспонироваться оригинальные документы и фотографии, связанные с историей завода.

2. Технологические модели Визуальный стержень экспозиции будет представлен технологической ретроспективой, которая синхронно с историческими фоторепродукциями развернёт поэтапную историю развития ДМЗ.

Технологические модели – это макеты металлургических агрегатов завода, которые составят технологическую ретроспективу экспозиции

3. Комплексы инсценирования

Визуальными и эмоциональными акцентами музейной экспозиции призваны стать комплексы инсценирования. Первый комплекс инсценирования – скульптурная композиция, посвященная историческому факту доставки английского оборудования на волах. Это уникальное историческое событие достойно воплощения в художественном произведении. Скульптурная композиция призвана стать ярким эмоциональным акцентом начала экспозиции и исходной точкой технологической ретроспективы.

Следующий комплекс инсценирования – кабинет Джона Юза. Каждый посетитель будет иметь возможность войти в инсценированный кабинет XIX века, приблизиться к фигуре основателя завода и даже сфотографироваться рядом с ним. Фигура Джона Юза не должна быть одинокой в пространстве музея. Фигуры сталеваров разных периодов истории завода найдут своё место в экспозиции. Наиболее вероятный вариант – инсценирование производственного процесса возле вагранки.

4. Мультимедийные локации

Современные технические средства станут неотъемлемой частью музейной экспозиции. Мониторы, размещённые в разных тематических зонах экспозиции, будут демонстрировать исторический видеоматериал. Объекты консервации не должны выглядеть как замершие технологические мумии. Планируется разработка мультимедийных программ для оживления этих объектов. В разделе современной истории ДМЗ запланирована зона размещения блока мониторов, которые в режиме реального времени будут транслировать фрагменты технологического процесса с разных производственных участков. Для наполнения вновь создаваемой экспозиции управляемыми аудио, видео и графическими иллюстрациями, светового выделения экспонатов и разделов экспозиции, создания динамичных аудиовизуальных инсталляций в различных локациях, организации мультиязычного информирования и обеспечения различных режимов посещения необходима разработка специализированных технических средств, адаптированных к специфике создаваемой экспозиции и объединенных в специализированную музейную информационную систему.

5. Интерактивные терминалы

Стационарная экспозиция представит ряд знаковых и наиболее информативных материалов. Расширенный перечень материалов, а также сопутствующие тематические комплексы будут доступны через интерактивные терминалы, которые будут размещены вдоль экспозиционного пояса исторической музейной экспозиции. Каждый посетитель будет иметь возможность самостоятельно извлечь дополнительную информацию, пользуясь интерактивным терминалом.

6. Консервация технологических объектов

Комплекс мероприятий по реконструкции цеха предполагает демонтаж производственного оборудования. Однако некоторые технологические объекты цеха должны остаться на своих местах. Бессемеровские конвертеры, вагранка, две сушильные камеры, мостовые краны останутся в пространстве музеефицированной зоны цеха в качестве экспонатов. Предполагается комплекс мероприятий по сопровождению демонстрации законсервированных объектов мультимедийными средствами – свет, звук, видео.

Уникальная особенность музея – это возможность увидеть процесс изготовления колоколов

Изготовление колоколов – главная технологическая ориентация цеха. Полный технологический цикл происходит за перегородкой, разделяющей производственное и музейное пространство. Возможность заглянуть в соседнее пространство регулируется сценарным планом программы посещения. Маршрут осмотра сначала направляет посетителей в зону музейной экспозиции. Во время просмотра экспозиции разделительная перегородка нейтрализует производственное пространство. После ознакомления с историей завода маршрут осмотра направляет движение посетителей вдоль разделительной стеклянной перегородки, которая становится прозрачной. С этого момента появляется возможность наблюдать за производственным процессом.

Центральный зал музея – универсальное экспозиционное пространство, которое условно разделено на зону промышленных инсталляций и зону выставок

Масштаб пространства благоприятен для экспонирования крупногабаритных объектов. Сквозь стеклянную перегородку, которая отделяет музейное пространство от производства, просматривается цеховая перспектива. Нижний пояс перегородки – «Смарт-стекло». Это технология регулирования состояния стекла. Под воздействием электрического напряжения матовое стекло может становиться прозрачным. Антресольная площадка, примыкающая к перегородке, обеспечивает возможность наблюдать производственный процесс с более высокого уровня, обеспечивая наиболее выгодный ракурс осмотра. Под антресольной площадкой целесообразно устройство раскрывающегося проёма для перемещения в музеефицированную зону крупногабаритных объектов. За перегородкой желательно размещение площадки готовой продукции или зоны выполнения завершающих технологических этапов производства колоколов.

Технологическая экспозиция размещается в левом крыле цеха

Технологическая экспозиция расскажет об особенностях металлургического производства. Бессемеровские конвертеры, которые находятся в зоне экспозиции, автоматически становятся опорными экспонатами технологической истории. Необходима проработка научной концепции технологической экспозиции, которая должна быть привязана к истории завода, а также освещать перспективные направления развития ДМЗ. При разработке тематической структуры необходимо учитывать условия размещения и реальные параметры пространства. Современные аудивизуальные технологии составят основу экспозиции.

ROBIN MONOTTI ARCHITECTS

АРХИТЕКТОР АНТОНЕЦ

2013 ГОД