Мастерская музейных проектов Александра Антонца

Проектирование музеев: взаимодействие архитектуры и экспозиции

В проектировании музеев взаимодействие архитектуры и экспозиции – это ключевой концептуальный вопрос, с которого начинается разработка музейной экспозиции. Органичное единство, стилистический контраст, паритетное соседство или иерархическое подчинение – вот далеко не полный перечень возможных вариантов отношений музейной экспозиции и самой архитектуры музейного здания.

Идеология

Разрешение вопроса взаимодействия архитектуры и экспозиции лежит скорее в идеологической плоскости, нежели в стилистической. Идеология в этом случае – некий многослойный опыт разработчика экспозиции, который формируется в процессе многолетней практической и аналитической деятельности. Применение готовых методических моделей или известных аналогов для решения конкретной проблемы – простой, но не оптимальный путь. Авторская креативность – вот проверенный метод, который утвердился в мировой практике музейного проектирования.

Время

Анализ и методика, безусловно, лежат в основе всякой деятельности. Многое проясняется при правильной постановке вопроса. А именно – каков жизненный цикл архитектуры и музейной экспозиции? С архитектурой как бы всё понятно. Архитектура имеет право застывать и быть памятником своего времени. Это одна из функций и даже привилегий архитектуры. А вот природа экспозиции иная. Музейная экспозиция практически всегда временна. Период актуальности экспозиции ограничен.

Экспозиция — это зрелище, а любое зрелище находится в конкурентном ряду иных «современных» зрелищ, и по этой причине очень зависит от наличия современных технологий и современного демонстрационного инструментария. И если для архитектуры характеристика «застывшая на века» логична, то для экспозиции в большинстве случаев совершенно не приемлема. В советской музейной практике известно немало примеров создания экспозиций «на века» с целью увековечения коммунистических идеалов. Эти дорогостоящие экспозиции с монументальными дополнениями потеряли свою актуальность и превратились в проблему.

Стиль

Стилистический фактор взаимодействия архитектуры и экспозиции – это как бы продолжение размышлений о времени и жизненном цикле. Подавляющее большинство музейных экспозиций размещается в приспособленных зданиях. Это и многовековые замки, и недавно приспособленные здания, которые когда-то были усадебными домами, общественными или производственными зданиями. Превращаясь в музей, здание подвергается реконструкции, но, как правило, в той или иной степени сохраняет свою аутентичность и изначальный стиль. Экспозиция в этом случае – квартирант с правом на стилистическое самоопределение.

Музейная практика последнего десятилетия подтверждает эту тенденцию. Современные музейные экспозиции с современной музейной эстетикой органично вписываются в интерьерные пространства исторических зданий. Этот музейный принцип стилистической толерантности в определённом смысле обусловил развитие музейной индустрии. Европейские предприятия, специализирующиеся на производстве музейного оборудования, в партнёрской связке с дизайнерами создают современные музейные экспозиции, успешно адаптируя технические достижения цивилизации в современное музейное пространство.

Таким образом, начинать проектирование музеев и музейных экспозиций просто невозможно без учета всех особенностей и тонкостей взаимодействия будущей экспозиции с архитектурой музейного здания. И как раз задача специалистов по музейному проектированию заключается в том, чтобы выбрать оптимальный вариант отношений экспозиции и архитектуры, создав полностью удовлетворяющий изначальным условиям музейный объект. К слову, о том, как справляются с подобной задачей сотрудники Мастерской музейных проектов Александра Антонца, вам расскажет галерея наших проектов.