Оформление корпоративных музеев

Оформление корпоративных музеев – это отдельное направление в практике музейного строительства, которое имеет свою историю развития, как в нашей стране, так и во многих странах мира. Примерами могут служить музеи всемирно известных компаний автопрома, которые уже стали образцами инновационного музейного дизайна. Корпоративный музей – не просто визитная карточка предприятия, это неотъемлемая часть имиджа компании.

Корпоративный музей – это привилегия крупных состоятельных компаний, имеющих многолетнюю историю. Именно поэтому украинские металлургические и угледобывающие предприятия стремятся иметь такие музеи. Ведь история этих предприятий начинается в девятнадцатом и даже в восемнадцатом столетии. Экспозиция корпоративных музеев этого промышленного сектора, как правило, не замыкается только на собственной истории, а охватывает историю развития технологий и соответствующей отрасли страны.

Если рассмотреть в качестве примеров корпоративные музеи знаменитых на весь мир компаний вроде Microsoft, Coca-Cola, Intel, Zippo и многих других, можно заметить, что оформлению этих музеев уделено очень большое внимание: каждая экспозиция как бы рассказывает собственную историю, давая наглядное представление посетителям о тех или иных событиях из жизни компаний. Подобные музеи становятся самыми настоящими достопримечательностями, посетить которые стремятся десятки и сотни тысяч людей.

Известны примеры компаний, которые не вошли в перечень мировых гигантов и тем не менее создают свои музеи. Как раз в этих случаях нередко появляются очень интересные музейные решения. Даже наличие мини-экспозиции укрепляет имидж предприятия.

Корпоративные музеи столь же отличаются между собой, сколь отличаются и сами компании друг от друга. Поэтому, конечно же, нельзя составить некий полностью универсальный шаблон оформления корпоративных музеев. Впрочем, это даже и не нужно, ведь музей должен обладать индивидуальными, только ему присущими чертами, которые выделят его среди аналогичных объектов. При этом все же можно выделить несколько общих характерных черт для всех корпоративных музеев.

Так, оформление корпоративных музеев обычно связано с фирменным стилем компании. Именно фирменный стиль является визуальным выражением корпоративного духа компании и помогает посетителям ассоциировать музей с конкретной компанией. Типичные примеры использования фирменного стиля компании в ее корпоративном музее — размещение логотипа компании над входом в музей, применение корпоративных цветов для отделки помещений музея.

Еще одна характерная черта всех корпоративных музеев заключается в комплексном использования для экспозиций как текстово-графического, так и предметного представления. При этом предметному представлению уделяется зачастую наибольшее внимание, ведь оно позволяет посетителям музея прикоснуться к истории компании в буквальном смысле, что значительно увеличивает силу эмоционального воздействия и отдельной экспозиции, и всего музея в целом.

Одна из часто встречающихся проблем при оформлении корпоративных музеев связана помещениями, в которых запланировано устройство экспозиции. Как правило, такие помещения ранее имели иное функциональное использование. В этом случае задача разработки дизайна корпоративных музеев усложняется необходимостью полного переоборудования помещений и обеспечения соответствующих условий для устройства экспозиции. Очень часто эту проблему предприятия пытаются решить самостоятельно без привлечения специалистов. Неоднократно к нам обращались с предложениями создать корпоративный музей и при этом с победным пафосом сообщали, что ремонтные работы уже выполнены. Эта досадная ошибка часто случается, так как и в наше время мы нередко сталкиваемся с устойчивым нигилизмом руководства компаний. Создание современной музейной экспозиции предполагает перечень мероприятий и условий, целый ряд которых касается непосредственно помещений. Поэтому привлечение специалистов целесообразно в самом начале пути.

Благодаря многолетней профессиональней практике специалисты авторской Мастерской музейных проектов Александра Антонца имеют реальный опыт по созданию корпоративных и отраслевых музеев. В последнее время в портфеле заказов Мастерской корпоративные музеи занимают значительный объём. Поэтому в ближайшее время перечень реализованных музеев Мастерской музейных проектов Александра Антонца пополнится рядом новых корпоративных музеев.