Мастерская музейных проектов Александра Антонца

Проект музея: состав помещений

Каждый музей — это не просто несколько залов с экспозициями, а целая система взаимосвязанных помещений, выполняющих разные функции. Например, одна часть помещений музеев предназначена непосредственно для демонстрации экспонатов, другая — выполняет вспомогательную роль, третья — служебную. Поэтому любой проект музея обязательно должен учитывать состав помещений и их соотношение между собой.

Все помещения музея делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие. В основных помещениях проводятся постоянные экспозиции и временные выставки, а также к основным помещениям относят фондохранилища.

Вспомогательную роль в музеях играют в посетительской зоне кинолекционные залы, зоны отдыха и помещения для информации, а в служебной — лаборатории, мастерские, библиотека, рабочие кабинеты сотрудников.

К помещениям обслуживающего назначения относят, в свою очередь, гардеробные, санузлы, буфеты, вестибюли, а также хозяйственные кладовые, помещения для инвентаря и различные технические помещения.

Проекты музеев обычно предусматривают выделение под основные помещения около 70-80% площади всего музея, тогда как вспомогательным и обслуживающим помещениям выделяется около 20-30%. При этом из площади основных помещений около двух третей занимают экспозиционные залы, а оставшуюся треть — фондохранилища.

Впрочем, данные соотношения — не аксиома, ведь очень многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного музея. Так, например, исследовательские или учебные музеи не нуждаются в рекреационных зонах (холлы, кафе или рестораны и т. д.), поэтому проекты музеев подобного рода должны учитывать отсутствие таких зон и, соответственно, изменение доступных площадей под другие зоны.

Состав помещений музеев при проектировании планируется и рассчитывается так, чтобы обеспечить выполнение всех функций музея на самом высоком уровне. Но в ряде случаев могут возникнуть определенные сложности при создании проекта музея, связанные с особенностями здания, в котором он будет располагаться.

К примеру, если музей должен быть размещен в здании, которое является ценным историческим и культурным объектом, то практически всегда возникают сложности с проектированием в таком здании всех необходимых музейных помещений, ведь изначально это здание не было предназначено для музейных целей.

Главная особенность проектирования музеев в подобных случаях заключается в том, что перестроить какую-либо часть исторического здания или же пристроить к нему новые помещения в большинстве случаев невозможно, поскольку это может нарушить первоначальный облик здания.

Сложности в проектировании музеев могут связаны еще и с обеспечением должного микроклимата в музейных помещениях, требования к которому очень строги. Так, все помещения музея, в которых содержатся экспонаты, нуждаются в отдельной системе кондиционирования воздуха, а также в системе, поддерживающей оптимальный температурно-влажностный режим. Обслуживающие помещения могут оснащаться при этом кондиционерами и системами отопления, применяемыми в любых других общественных местах.

Таким образом, определение состава помещений в проекте музея и учет всех требований к ним — это один из важнейших этапов проектирования музеев или музейных комплексов. И, разумеется, такая работа может быть доверена только специалистам в данной сфере, которые обладают многолетним профессиональным опытом и держат руку на пульсе современной музейной жизни.

В мастерской музейных проектов Александра Антонца комплексный проект музея любой тематики авторский коллектив выполнит вне зависимости от уровня сложности. Мы берем на себя не просто разработку дизайна музейной экспозиции, но и выполнение (или содействие выполнению) всех последующих этапов работ, связанных с реализацией созданного нами проекта.