Мастерская музейных проектов Александра Антонца

Проектирование экспозиций музея

Современные музейные экспозиции выполняют целый комплекс задач, включая образовательные, общественно-политические, историко-культурные и другие. Создание какой бы то ни было музейной экспозиции сегодня невозможно без ее тщательнейшего предварительного проектирования. Проектирование экспозиций музея представляет собой сложный процесс, учитывающий множество как научных и технических, так и художественных аспектов.

Музейные экспозиции бывают разными: временными и постоянными, передвижными и стационарными. По задачам своей организации экспозиции музеев могут делиться на тематические, фондовые или отчетные, а по методам построения — на систематические, ландшафтные, ансамблевые. Отдельно стоит упомянуть такие виды музейных экспозиций как инсталляции — пространственные композиции, включающие разные элементы, от бытовых предметов до текстов и визуальной информации.

Проектирование музейных экспозиций состоит из нескольких тесно взаимосвязанных этапов, среди которых основными можно назвать такие как научное проектирование, художественное проектирование, разработка эскизов экспозиции, а также разработка эскизно-художественного плана. Каждый из этих этапов требует слаженной работы многих специалистов разного профиля: музейных работников, художников и архитекторов, дизайнеров, инженеров, психологов, научных сотрудников и т. д.

На этапе научного проектирования экспозиции музея выполняются работы по анализу социальной и культурной значимости будущей экспозиции, изучаются цели и задачи экспозиции, ее целевая аудитория, доступные реальные и потенциальные ресурсы. Также тщательно изучаются на этом этапе технические возможности помещения, отведенного для экспозиции, финансовые и кадровые ресурсы. Все полученные данные ложатся в основу научной концепции экспозиции.

Этап художественного проектирования экспозиции музея подразумевает разработку дизайн-концепции. Для этого в художественном проектировании задействуются средства различных видов искусств, помогающие раскрыть идейное и научное содержание экспозиции, а также усилить эмоциональное воздействие на посетителей.

После разработки дизайн-концепции экспозиции наступает черед выполнения следующего этапа проектирования — разработки эскизного дизайн-проекта. Этот этап предусматривает очень тесное взаимодействие между сотрудниками проектирующей организации и сотрудниками музея, ведь нужно детально ознакомиться с помещением для экспозиции, выяснить характер его внутренней планировки, обсудить возможность внесения изменений в эту планировку. Особенное внимание при этом обращается на архитектурную форму помещения и возможность использования ее особенностей для проектирования экспозиции.

Более детальная проработка будущей экспозиции осуществляется на следующем этапе – разработке технического дизайн-проекта. Это рабочий этап проектирования, задача которого — превратить эскизные решения в инженерно-технические чертежи, которые сориентированы на конкретные технологические направления. Степень проработки этих чертежей должна быть достаточной для передачи в подрядным производственным организациям.

Перечисленные выше этапы проектирования экспозиций музея лишь очень кратко описывают этот сложный и полный множества нюансов процесс. Но даже столь небольшого описания достаточно, чтобы в полной мере осознать: в вопросе разработки проектов музейных экспозиций доверять можно только опытным специалистам в этой сфере деятельности.

Мастерская музейных проектов Александра Антонца уже далеко не первый год работает в области музейного проектирования. Выполненные нами проекты сегодня можно увидеть в самых разных уголках Украины: это и краеведческие музеи в Сумах, Виннице и Полтаве, и корпоративные музеи для таких предприятий как ПАО «Сумыхимпром» и «ДТЭК СВЕРДЛОВАНТРАЦИТ», и многие другие музейные обьекты. С перечнем музейных проектов, созданных Мастерской, подробнее вы можете ознакомиться здесь.